Материалы для изготовления деталей машин
Требования к деталям: прочность, жесткость, износостойкость, технологичность, применение не дефицитного материала, низкая стоимость, малый вес и габариты
В статье
Деталь — отдельная, неподдающаяся разборке часть машины.
Требования к деталям:
- прочность;
- жесткость;
- износостойкость;
- технологичность;
- применение не дефицитного материала;
- низкая стоимость;
- малый вес и габариты;
- соответствие ГОСТу;
- безопасность.
Узел — группа деталей, соединенных между собой и работающих совместно.
Для изготовления деталей машин применяются следующие виды материалов:
Сталь
Сплав железа (Fe) с углеродом (C).
Виды стали:
- по химическому составу:
- углеродная (С до 1.8%, Fe до 98.2%);
- легированная;
- по применению:
- инструментальная;
- конструктивная;
- по качеству:
- углеродистая обыкновенного качества (Ст.1; Ст.2; … Ст.6;);
- углеродистая качественно-конструктивная (Ст.10; Ст.15; Ст.20; … Ст.60;);
- легированная (20Х2Н4А — хромоникелевая);
Чугун
Сплав железа (Fe) с углеродом (С).
Виды чугуна:
- серый (С=3.6%);
- белый (С=4%);
- ковкий (С=4% — отбеленный);
Сплавы
На основе алюминия (Al):
- дюралюминий;
- силумин;
На медной основе:
- бронза;
- баббит;
- латунь;
Пластмассы
- текстолит;
- ДСП;
- капрон, нейлон (полиалкидные смолы);
- гетинакс;
- эбонит;
- фаолит;
- фторопласт;
- винипласт;
- плексиглас (органическое стекло);
Стандартизация — процесс установки обязательных норм, которым должны соответствовать детали.
Взаимозаменяемость — способность деталей, обеспечивающая возможность их замены без дополнительной обработки.
Стандартизация и взаимозаменяемость позволяет:
- кооперирование машиностроительного производства;
- упрощается расчет, конструирование деталей и машин;
- снизить стоимость производства деталей и строительных машин;
- организовать массовое производство стандартных деталей;
- производство и использование стандартного инструмента;
- снизить стоимость эксплуатации строительных машин;
- быструю замену вышедших из строя деталей машин.