Испытания грузоподъемных строительных машин
Для подготовки грузоподъёмных машин к испытаниям и для проведения этих испытаний подготовлены соответствующие правила, государственные и международные стандарты, нормативные и руководящие документы
К управлению кранов допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие специальную подготовку, успешно сдавшие квалификационные экзамены и имеющие документ установленного образца на право пользования и управления краном.
Все краны грузоподъемностью свыше 1 тонны подлежат обязательной регистрации в Гостехнадзоре.
Все краны грузоподъемностью свыше 1 тонны в процессе эксплуатации подлежат испытанию.
Два вида испытаний грузоподъемных машин
- частичное;
- полное.
Частичное проводится 1 раз в год, полное — в 3 года, а также при перебазировке крана с частичной или полной разборкой, или после ремонта конструкций элементов кранов.
Для подготовки грузоподъёмных машин к испытаниям и для проведения этих испытаний подготовлены соответствующие правила, государственные и международные стандарты, нормативные и руководящие документы. Необходимо, чтобы в любых испытаниях, будь они предварительными, приёмочными, сертификационными или любыми иными, обязательно участвовал государственный инспектор.
Комиссия, которая будет контролировать проведения испытания грузоподъёмной машины, формируется самим заказчиком или разработчиком с согласия заказчика, согласно правилам Госстандарта Р 15.201-2000, который отвечает за систему разработки продукции и постановки её на производство, а также регламентирует постановку такой продукции на производство. Государственный инспектор также входит в эту комиссию и назначается уполномоченным органом государственного технического надзора. Помимо этого, Госгортехнадзор России включает своего представителя в состав приёмной комиссии, которая контролирует испытания опытного экземпляра грузоподъёмной машины.
Изготовитель устанавливает место и сроки проведения испытаний. При этом все условия обязательно должны соответствовать набору условий эксплуатации данного типа машин. Эти условия излагаются в ТУ (технических условиях), а также в руководстве по эксплуатации. Проводить испытание необходимо только на полигоне – специальной испытательной площадке. Мостовые краны можно испытываться после монтажа в организации, которая проводила заказ.
Полигон, на котором планируется проводить динамические или статические испытания грузоподъёмной машины (например, подъёмника, крана-манипулятора, крана-трубоукладчика, стрелового крана), обязательно должен иметь ровное и достаточно твёрдое горизонтальное покрытие. Размер полигона и расположение объектов вокруг него (ЛЭП, различных зданий и сооружений) не должны мешать работе стрелы крана при повороте на 360 градусов. Сам кран должен устанавливаться на каменную, бетонную или асфальтовую поверхность.
Полигон, предназначенный для определения таких характеристик, как освещённость и обзорность, должен быть размечен сеткой с шагом 1×1 метр. Допускается использовать один и тот же полигон как для динамических и статических испытаний, так и для определения уровней освещённости и обзорности.
Изготовитель должен выделить группу сотрудников для обслуживания грузоподъёмной машины, чтобы испытание могло проводиться беспрерывно и бесперебойно. Из числа инженеров и технических специалистов на время проведения испытания изготовитель должен назначать ответственного сотрудника, который будет контролировать вопрос безопасности всех проводимых работ. Если испытание будет вестись в две смены, то необходимо назначить двух ответственных специалистов, которые будут сменять друг друга.
Заказчик либо изготовитель должны полностью подготовить грузоподъёмную машину к проведению испытаний, проверить готовность испытательных полигонов и всей контрольно-измерительной аппаратуры. Нужно также проверить готовность к испытаниям всех инструментов, а также аттестованных грузов и других необходимых средств. Все приборы, применяемые во время испытаний, также должны быть аттестованы и проверены.