История компании Яндекс — дизайн Яndex история создания

Отцами-основателями Яndex (именно так, начиная с русской буквы, изначально писали название поисковика) считаются два человека Аркадий Волож и Илья Сегалович

Отцами-основателями Яndex (именно так, начиная с русской буквы, изначально писали название поисковика) считаются два человека: Аркадий Волож и Илья Сегалович.

Насколько я понимаю, они были знакомы еще со школьной скамьи, но первоначально движение в направлении создания компании Яндекс предпринял именно Аркадий Волож. Еще в далеком 1988 году (я, например, в школе в это время учился) Аркадий Волож в стенах института управления занимался проблемами поиска по большим массивам текста.

Тогда еще не было интернета в нашем привычном понимании и поэтому поиск велся в основном по цифровым архивам каких-либо документов. В то время очень бурно шло создание коммерческих предприятий на базе отделов различных государственных институтов (помню это по тому, как это происходило на работе у моей матушки) и в 1989 году году Аркадий Волож открыл сразу два коммерческих предприятия (для тела и для души):

  1. Компанию «CompTek» по продаже компьютерной техники (очень доходное по тем временам занятие).
  2. Компанию «Аркадия», в которой продолжил совместно с коллегами исследования в области поиска по большим объемам текстовых материалов с учетом всей богатой морфологии русского языка. Именно для работы в «Аркадии» и был приглашен программист Илья Сегалович.

Несколько лет «Аркадия» успешно продавала различным Нии свои продукты для поиска по текстовым архивам (Международная Классификация Изобретений и Классификатор Товаров и Услуг), но потом было принято решение о слиянии компаний из-за ухудшавшегося спроса на программные продукты «Аркадии». В результате в 1993 году сотрудники «Аркадии» превратились в сотрудников отдела программирования «CompTek». По иронии судьбы, именно этот отдел программирования потом опять будет выделен в самостоятельную компанию уже под всем известным названием Yandex.

В течении нескольких последующих лет (вплоть до 1996 года) велась активная работа над совершенствованием алгоритмов поиска и учета в нем морфологии языка. За это время были выпущены несколько программных продуктов (Академическое издание классиков на CD ROM, Библейский компьютерный справочник), где применялись все эти наработки, но, как вы сами понимаете, все это не давало возможности реализовать весь потенциал алгоритмов поиска и не позволяло на этом серьезно заработать. Интернета в рунете в это время еще практически не было.

Кстати, именно в этот период было придумано название для разработанной технологии поиска, а именно Яndex, что означает «Языковой Index». Хотя, бытует еще масса трактовок происхождения бренда Яндекс, но сути это не меняет. У команды разработчиков появилось желание и убеждение, что продавать саму технологию поиска будет гораздо выгоднее, чем продавать продукты не ней построенные.

В 1996 году на выставке Netcom компания Яндекс (которая еще в то время являлась отделом компании «Аркадия») предложила свои первые продукты для поиска по сайту (Яndex.Site) и поиска по содержимому компакт-дисков (Яndex.CD). Ну, а так же отдельный продукт, реализующий технологию поиска Яndex.Lib. В этом же году Yandex вышел в интернет и с помощью продукта Яndex.Dict позволял осуществлять запросы на русском языке к популярной в то время в буржунете поисковой машине AltaVista (Гугла то ведь еще не было).

Но все это было не то, что позволило бы действительно развернуться Яндексу во всей красе. Не хватало своего собственного индекса всех сайтов рунета. Ну, сотрудники компании (в том время отдела компании «Аркадия») поднапряглись и создали поискового робота, который довольно быстро обошел все имеющиеся в рунете пять тысяч сайтов (на тот момент) и собрал индексный текстовый файл весом всего лишь в четыре гигабайта.

Все. В 1997 на выставке Softool был проанонсирован новый сайт yandex.ru (проект под кодовым названием Яndex-Web), который был запущен в свет 23 сентября.

Кстати, первый вариант дизайна для него нарисовал всем вам известный сейчас Артемий Лебедев:
Первый вариант дизайна Яndex

Вначале для работы с поисковой системой Яндекс требовалось вводить логически сформулированные специальным образом запросы, но через несколько месяцев от этого избавились и к поисковику можно было обращаться, как к простому собеседнику. В этом же году открылся форум Яндекса для общения с посетителями и решения возникших у них проблем, который просуществовал до 2008 года.

Yandex уже тогда успешно боролся с дублями контента в разных кодировках текста (или отличающимися незначительно) и удалял из выдачи одинаковые документы. Также стали применяться алгоритмы ранжирования, позволяющие размещать вверху поисковой выдачи ссылки на наиболее релевантные страницы.

В следующем 1998 году ведутся работы над усовершенствованием движка поиска, появляются новые функциональные возможности для пользователей (поиск в найденном, найти похожие документы и т.п.), а так же претерпевает небольшое изменение дизайн главной страницы Яндекс.ru:
Дизайн Яндекса в 1998

В 1999 году семимильными шагами начал набирать популярность интернет в русскоговорящем сегменте сети и в связи с этим серьезно увеличилось количество проиндексированных Яндексом документов, что ему удалось за счет запуска нового робота сканирующего сайты рунета. В этом же году стартовал новый проект www.narod.ru, который существует до сих пор (бесплатный хостинг и файлообменник).
Дизайн Яндекса в 1999

Что интересно, именно начиная с этого года Yandex всерьез взялся за фильтрацию спама, стал учитывать содержимое тегов Alt для изображений, а так же кроме самого текста документа стал еще рассматривать при ранжировании и тексты ссылок (анкоры), ведущих на него с других сайтов сети (зарождение полноценного ссылочного ранжирования).

Создание компании Яндекс

В 2000 году произошел целый ряд событий предопределивших дальнейший успех Яндекс.ру. Если вы посмотрите на предыдущие три скриншота с дизайном главной страницы Yandex.ru, то заметите логотип компании CompTek. Это вполне логично, ибо команда разработчиков в то время входила в состав отдела программирования этой компании. А вот в 2000 году этот отдел был обратно выделен в отдельную компанию, но которая уже называлась не «Аркадия», а Яndex.

Кстати, в это время у Яндекса еще не была проработана схема получения дохода и они были вынуждены привлечь инвестора. Компания ru-Net Holdings вложила в поисковик около пяти миллионов долларов, за что получила третью часть активов компании Yandex. В общем то, очень даже выгодная сделка получилась, ибо сейчас поисковик номер один в рунете тянет уже на сотни миллионов долларов.

В этом же году появился Яндекс каталог, а так же Тиц.

Причем, Тиц присваивался компанией Яndex всем проиндексированным сайтам (вне зависимости от их нахождения или не нахождения в каталоге) и в отличии от Google Page rank Тиц присваивался всему сайту, а не отдельным страницам. Тиц измеряется от 0 и до бесконечности (является линейной величиной), а Page rank имеет только одиннадцать градаций от 0 до 10 и является величиной логарифмической.
Дизайн Яндекса в 2000

Кроме этого, Yandex в 2000 году уже формируется как мультипортал, ибо как раз в это время появляются такие сервисы, как Я.Почта, Новости, Закладки, Открытки, ну, и голая строка поиска по адресу ya.ru. Так же появился ряд сервисов, которые в последствии станут Маркетом. Ну, и еще до кучи, в 2000 году впервые увидела свет панель Яндекс Бара, которую пользователи могли установить как дополнение для своего браузера.

Главным достижением Яндекса в 2001 году можно считать то, что он стал самым посещаемым сайтом в рунете, индексная база выросла до размера одного терабайта, появился сервис поиска по изображениям Яндекс.Картинки и увидела свет электронная система платежей Яндекс.Деньги.
Дизайн Яндекса в 2001

В 2002 году на базе трех отдельных сервисов сформировался всем вам сейчас хорошо знакомый и удобный инструмент поиска и подбора нужного товара — Маркет. А так же произошло знаковое событие в истории компании Яндекс — он полностью перешел на самоокупаемость за счет открытия сервиса контекстной рекламы Директ.
Дизайн Яндекса в 2001

2003 год стал для Yandex первым годом самоокупаемости, а так же эта поисковая система кроме обычных Html страничек научилась индексировать документы в форматах RTF, PDF и DOC, ну, а спустя год очередь дошла и до Flash сайтов. В Я.Почте появилась серьезная спаморезка под названием «Самооборона», а Директ с этого года стал работать по принципу оплаты за клики.

В 2004 году прибыль компании Яндекс уже составила около десяти миллионов зеленью, появились сервисы поиска по карте, а так же поиска по блогам и форумам. Примерно в этом же году на рынке поиска в рунете появился мощный конкурент в лице Гугла, в связи с чем, Yandex расширил свой штат сотрудников примерно в десять раз для адекватного ответа.
Дизайн Яндекса в 2004

К участию в разработке дизайна главной страницы были привлечены все желающие пользователи и в результате этот вариант главной страницы Yandex просуществовал аж до 2007 года без изменений:
Дизайн Яндекса в 2007

В 2005 году Яndex решил задуматься о расширении и появилось представительство этой компании в незалежной. А в конце этого года произошло очень примечательное для многих вебмастеров событие — открылась Рекламная сеть Яндекс. Теперь все владельцы сайтов получили возможность размещать на страницах своих площадок контекстную рекламу Yandex и получать пятьдесят процентов от цены каждого клика.

Так же в этом году появился сервис Я.Словари, а пользователи системы электронных платежей получили возможность использовать не только Яндекс.Кошелек, но управлять своим счетом с помощью Интернет кошелька Яндекс денег.

В 2006 году на Яндекс.Картах появилась возможность отображать пробки и появился инструмент по выявлению общественного мнения blogs.yandex.ru, где фактически искались отзывы по блогам и форумам.

В 2007 году появился новый сервис Я.Фотки, а так же довольно популярный сейчас инструмент аналитики Яндекс.Метрика, который изначально был ориентирован прежде всего на нужды рекламодателей в Я.Директе. Ну, и открылся украинский поисковик Yandex.ua, который сейчас агрегирует в себе примерно четверть поиска в незалежной, так же появилась первая версия панели Яндекс Вебмастера.

В 2008 году открылся офис компании Yandex в штатах и одновременно в алгоритмы движка была добавлена поддержка международных стандартов Sitemap, MediaRSS и др. Это позволяло компании успешно индексировать сайты буржунета, которые эти стандарты уже давно поддерживали. Ну, а логотип Yandex с этого момент стал писаться полностью на русском языке:
Логотип Яндекса

А дизайн главной страницы претерпел свою последнюю реинкарнацию:
Дизайн Яндекса в 2008

Главным событием 2009 года стало введение регионального поиска (в алгоритме Снежинск), что дало Яндексу определенную фору относительно Гугла, у которого региональный поиск заключался в разбиении только по странам, а не по городам, как это сделал Yandex. В 2010 году появился сервис Я.Перевод и пользователи поисковика получили возможность осуществлять поиск только по бурженету, как через Yandex.ru, так и через yandex.com.

Примерно в это же время появляется украинский региональный поиск, а так же для расчета формулы релевантности начинает использоваться самообучающийся алгоритм Матрикснет и вступает в действие технология Спектр.

Матрикснет использует в качестве реперных точек оценки асессоров (определяющих качество отдельных сайтов в сети), а Спектр позволяет учесть в поисковой выдаче все возможные смыслы, заложенные пользователем в запрос (например, по запросу «Наполеон» довольно трудно решить, о чем же хочет узнать пользователь — о торте или о выдающейся личности в истории).

Ну, и в 2011 году лидер поиска рунета разместил на бирже NASDAQ свои акции. Тонкостей этого дела я не понимаю, но выручил Yandex на этом огромную сумму (больше миллиарда зеленью), которая немногим меньше той суммы, которую получил Гугл при аналогичном размещении в 2004 году. Все, но история Яндекса на этом не заканчивается и скорее всего будет продолжаться еще долгие годы.