Классификация строительного бетона и бетонной смеси
Классификация бетона по средней плотности и виду используемого заполнителя
Бетон — искусственный каменный материал, полученный в результате твердения рационально подобранной, тщательно перемешанной смеси, состоящей из минерального вяжущего, воды, мелкого (или крупного) заполнителя и специальных добавок.
Бетонная смесь — смесь выше перечисленных компонентов, тщательно перемешанных до однородной массы до начала процесса затвердевания.
Классификация бетона
По средней плотности:
- особо тяжелый (плотность > 2500 кг/м³);
- тяжелый (плотность 1800-2500 кг/м³);
- легкий (плотность 500-1800 кг/м³);
- особо легкий (плотность < 500 кг/м³).
По виду применяемого вяжущего:
- цементный;
- силикатный (известь);
- гипсовый;
- асфальтовый (битум, деготь);
- полимерный (смола).
По виду используемого крупного заполнителя:
- особо тяжелый (магнезит, стальная стружка, чугунная дробь);
- тяжелый (щебень, гравий);
- легкий (пористые заполнители, керамзит);
- особо легкий (пенообразователи).
По структуре:
- плотной структуры;
- поризованной;
- ячеистой;
- крупнопористой.
По назначению:
- конструкционный;
- гидротехнический;
- дорожный;
- специальный бетон (жаростойкие, декоративные, кислотостойкие).
Сказка про домики трех поросят — соломенный, из прутиков и самый «надежный», из камней и глины, — нам известна с детства. Но современная архитектура солому и прутики признает только в качестве дизайнерских элементов, и даже глина, отважно отстоявшая покушение на жизни трех пятачков, — сегодня не самый популярный материал для строительства. Миллионные мегаполисы для постройки все новых и новых обустроенных квадратных метров и облагороженных километров требуют более крутого «замеса». Например, из бетона.
И тут — сюрприз! — с серым веществом, гипнотически крутящимся в бетономешалке, не так все просто. Оно, оказывается, бывает снабжено разными иероглифами в виде буквы М и разных циферок (по крайней мере, примерно так это выглядит со стороны для непосвещенного). Разберемся, что к чему.
Так, для постройки дорожной магистрали не обойтись без бетона марки М-100 и М-150, они нужны для бетонной подушки, которая увеличивает срок эксплуатации новой дороги. М-500 любят производители железобетонных труб, тротуарной плитки, и вообще, эта марка, как и М-550, часто используется в промышленных постройках, требующих отличной прочности. Из-за повышенной скорости затвердевания М-500 и М-550 охотно применяют при аварийно-строительных работах. Но этот бетон не подходит для сооружений, строящихся с активным применением пресной воды, вроде гидросооружений. Здесь нужен М-450.
Для построек коммерческого назначения все чаще используют М-350, например, при изготовлении бетонных плит для перекрытия, или покрытий для аэродромов, монолитных стен, фундаментов. Как горячие пирожки разлетается бетон М-200, ведь именно эта марка покупается при постройке лестничных маршей, при заливке фундаментов и полов, при бетонировании дорожек и прочее. А вот М-250 и М-300, неудачно расположившиеся между самыми ходовыми марками, медленно уходят в тень, так как при нынешнем ужесточении строительных требований, этим маркам приходится мириться со статусом промежуточных.
В общем, если озаботиться, можно встретить бетон, промаркированный числами от пятидесяти и до семисот. Так что же все-таки означают эти загадочные циферки? Ведь, как уже понятно, от них зависит область применения конкретной марки бетона, а также, если приглядеться, и его цена. Если сказать по-умному, эти числа обозначают среднюю прочность бетона на сжатие (которая измеряется в кгс/кв. см) в момент времени его основного затвердевания (это примерно через две–четыре недели). А проще говоря, это нагрузка, которую способен выдержать бетон на квадратный сантиметр. Так, М-150 выдерживает сто пятьдесят килограмм на сантиметр квадратный, а М-500 — соответственно, пятьсот килограмм.
Прочность, морозостойкость, коррозийная стойкость и прочие характеристики бетона зависят от пропорции цемента, щебня, песка и воды в смеси. Чем выше числовой показатель марки, тем выше содержание цемента в нем, и конечно, качество бетона в целом. Но это, как ни странно, вовсе не значит, что нужно пользоваться бетоном исключительно с самыми большими числовыми показателями. Потому что бывают ситуации, когда быстрое затвердевание бетона (которое присуще, например, М-500) может сыграть злую шутку, если вдруг попадутся не слишком расторопные рабочие или пробки на дорогах.
А еще не стоит впадать в ступор, если вдруг в проектной документации вместо буквы М встретится какая-то другая буква. Потому что в таких документах указывается не марка, а класс бетона. Принцип классификации у них, в принципе, одинаковый. Разница только в том, что у марки указывается среднее числовое значение (то есть, М-200 в среднем выдерживает двести килограмм), а у класса обозначена гарантированная прочность (бетон класса В-10 гарантированно выдерживает давление в 10 МП).