Хайп во время пандемии

2 0

В России среди сериалов «коронавирусной волны» одним из самых резонансных стала «Чума!», амбициозный эксперимент онлайн-кинотеатра ivi на ниве собственного оригинального производства. Причём авторам удалось обеспечить проекту свободу от некоторых ограничительных рамок и организовать почти полноценные съёмки. Но, несмотря на такую выигрышную, на первый взгляд, исходную позицию, что-либо путное соорудить они не осилили. Потому что дело, как мы уже отметили выше, совершенно не в формате.

Нет, в известном смысле «Чума!», бесспорно, стала успешным проектом — достаточно взглянуть на рейтинги. Только успехом этим она обязана исключительно и полностью тому, что ныне принято называть навязшим на зубах словечком «хайп».

Неслучайно зрителя на первых секундах приветствует главный специалист по хайпу в стране Сергей Шнуров, ещё несколько лет назад зарекомендовавший себя как человек с невероятным чутьём на то, что интересно широким массам, и мастерски на этом играющий. За вступительными титрами (надо признать, выполненными довольно стильно с опорой на небезызвестный паблик с мемами) нас начинают атаковать беспрерывной очередью шуток «на злобу дня».

Центральная тема, понятно, коронавирус — то есть чума. Самоизоляция, социальная дистанция и прочие ограничительные меры. Место действия — условный средневековый город, эдакая смесь усреднённых европейского и русского (за стеной, например, толпятся те самые половцы, уже готовые податься в курьеры и развозить еду). Персонажи исступлённо кривляются, практически в каждую реплику вворачивая что-нибудь донельзя «актуальное», при этом — максимально прозрачно намекающее на сегодняшний день, чтобы понятно было всем. Таким образом угловатая комедия метит в статус «народной» — и такая стратегия, конечно, результатов не может не принести.

В целом сериал из шести серий выглядит как нынешняя кавээновская самодеятельность (в «золотую эпоху» КВН нередко шутили куда смешнее и тоньше), а порой скатывается до уровня травли анекдотов на лавочке, обменом плосковатыми остротами, единственная ценность коих заключается в пресловутой насущности. Характерное свойство такого юмора в том, что шутки забываются уже на следующий день, а злободневность свою в быстро меняющемся мире он утрачивает ещё стремительнее.

Усиливает эффект однодневности идея создателей на осевую «пандемическую» тему нанизать как можно больше отсылок к текущим новостям из жёлтой прессы. Героиня Агаты Муцениеце в импровизированном балконном «ток-шоу» жалуется на отсутствие домашнего насилия, Лолита Милявская подкалывает саму себя в связи с очередным разводом, Ольга Бузова иронизирует по поводу сомнительной художественной ценности собственного творчества, а «Пухляш» из клипа Little Big устраивает танцевальный баттл в борьбе за руку принцессы.

Занятно, что в ряду бурно аплодирующих такой откровенной конъюнктурной халтуре обнаружились многие оппозиционно настроенные граждане, значительная часть которых вполне отдаёт себе отчёт в заведомо низком уровне юмора «Чумы!», но готова, несмотря ни на что, ценить её за возможность — изо всех сил поощряемую авторами — разглядеть в ней безжалостную «политическую сатиру». Хотя происходящее в наш безумный век в мире — и отнюдь не только в России, как хотелось бы кому-то думать — само по себе куда более абсурдно, сюрреалистично, одновременно смешно и страшно, чем могут навыдумывать любые желающие по-быстрому на планетарной катастрофе «хайпануть». Тот случай, когда, вот уж правда, нарочно не придумаешь. А если и придумаешь, то гораздо хуже.

1.5

Предыдущие новости:
Подписаться
Уведомлять
0 Комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии