Экзамен по стрессу

1 0

По инициативе минобрнауки эксперты, среди которых ректоры ВШЭ, РАНХиГС, ТГУ, ДВФУ, СПбГУ и другие, подвели своеобразный итог сезона вузовской «удаленки» в большом аналитическом докладе. И хотя, по словам главы минобрнауки Валерия Фалькова, в октябре нас ждет еще более детальный «разбор полетов», выводы сделать можно уже сейчас.

Главное: университеты в целом «стресс-тест» выдержали. И в будущем высшее образование по-прежнему останется «офлайновым». Но кое-кому придется как следует «подтянуть» свои знания по теме цифровых технологий. Как выяснили авторы доклада, более 60 процентов вузовских преподавателей так и не смогли подружиться с цифрой за время «удаленки». Тем не менее многие видят здесь новые возможности и уверены: цифра повысит доступ к качественному образованию. Чтобы мотивировать педагогов, предложено поощрять тех, кто активно включается в цифровые проекты.

А для самых продвинутых «адептов» дистанта нужны особые гранты. Сейчас в высшей школе людей с богатым «цифровым» опытом всего лишь четверть.

В целом же, преподаватели чаще противопоставляют «удаленку» традиционному формату по принципу «черное-белое». И при таком жестком сравнении почти 90 процентов, конечно, выбирают второе.

Среди студентов знатоков цифры, само собой, больше. И именно благодаря их помощи многим преподавателям было легче адаптироваться к экстренному переходу на дистанционное образование. Однако молодежь столкнулась с другой проблемой: не стало работы, а значит — никакой добавки к стипендии и дополнительных средств на помощь родителям или даже оплату собственной учебы. Известны и случаи, когда студенты были вынуждены бросить учебу, чтобы выйти на полный рабочий день, чтобы обеспечивать себя и свою семью. Тех, кто до пандемии совмещал работу и учебу, между прочим, не так уж и мало — 65 процентов. Одной из мер поддержки студентов должно стать повышение стипендий до уровня минимального размера оплаты труда, отмечают эксперты. Напомним, сегодня МРОТ по Москве — более 17 тысяч рублей, а, например, в Ивановской области — 10 500. Для сравнения, обычная академическая стипендия без надбавок — около 1500 рублей. Стипендии аспирантов также предлагается повысить так, чтобы они были не ниже средней зарплаты по региону.

Кстати, несмотря на хорошие отношения с цифрой, к концу дистанта (июнь) лишь 14 процентов студентов сказали, что их все полностью устраивает. Зато примерно треть приняли дистанционный формат обучения: им он нравится даже больше, чем очный. Возможно, полностью довольных удаленкой было больше, если бы не одно «но». У десятой части всех студентов не оказалось дома необходимой качественной техники — планшетов, ноутбуков и роутеров. А среди ребят из малообеспеченных семей такой техники не было у 30 процентов. Часто сбоила и интернет-связь.

Что еще важно? «Последствия кризиса будут отдаваться эхом в системе высшего образования еще несколько лет», — пишут авторы доклада. И предлагают пересмотреть принципы контроля за вузами, вплоть до отмены всех проверок до конца 2024 года, кроме проверок финансовой дисциплины. Вузам будет непросто: 40 процентов ректоров прогнозируют снижение доходов более чем на 10 процентов в 2021 году.

«Полная реализация программ высшего образования в дистанционном формате невозможна», — заключили авторы доклада. Но в будущем вузы будут совмещать цифровые технологии, дистанционный формат и обычные занятия в аудиториях.

Предыдущие новости:
Подписаться
Уведомлять
0 Комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии